Самоирония и острота восприятия мира: художники глазами художников на выставке Русского музея на ВДНХ
Международный день художника
отмечается 8 декабря. В честь этого праздника экскурсоводы павильона № 1
«Центральный» на ВДНХ расскажут гостям выставки «Образ Москвы в русском
искусстве из коллекции Государственного Русского музея», как по-разному
складывались судьбы художников, как они воспринимали самих себя и своих коллег
по цеху.
В разделе «Москвичи» можно увидеть
два автопортрета больших русских художников. Игорь Грабарь известен не только
как выдающийся живописец, но и как искусствовед, педагог, реставратор. Он был
попечителем и директором Третьяковской галереи, занимался выявлением,
исследованием и реставрацией памятников древнерусского зодчества и иконописи. В
начале 1930-х годов Грабарь решил полностью посвятить себя живописи и написал
ряд портретов, которые отличались большим сходством, энергичным исполнением и
психологической точностью характеристик, — это были образы деятелей искусства,
культуры и науки. К таким работам относится и «Автопортрет», созданный в годы
войны. Его строгое композиционное решение органично сочетается с суховатой
традиционной живописью и сдержанным колоритом. При этом образ создан с легкой
иронией по отношению к «модели» и передает энергию и живость характера мастера.
Художник Михаил Нестеров задумал
автопортрет в самом начале 1928 года в возрасте 75 лет. При этом он шутливо
называл себя «самым пристрастным к себе живописцем». Картина была завершена уже
в середине февраля, и мастер остался доволен результатом. В этот период
художник много работал над своими воспоминаниями, размышлял об искусстве, о
творчестве своих современников, вел переписку с крупными деятелями культуры.
Несмотря на возраст, Михаил Васильевич напряженно работал, и его портретное
творчество оказало огромное влияние на молодое поколение живописцев.
Пристальный, даже колючий взгляд художника на автопортрете отражает
динамичность характера мастера, остроту восприятия действительности и
искусства, огромный профессиональный и жизненный опыт.
Скульптурные портреты художницы и
графика Софьи Зеленской, скульптора Аделаиды Пологовой, созданные Татьяной
Соколовой, можно также увидеть на выставке. Скульптор изобразила своих коллег
по художественному цеху с любовью и пониманием их творческой природы. Эти
работы выполнены из разных материалов — дерева и меди, с которыми автор
работает одинаково мастерски. Эта небольшая галерея образов художников отражает
многогранность московской школы скульптуры.
В картине Василия Яковлева «Спор об
искусстве» автор изобразил свою беседу с художниками Василием Мешковым,
Дмитрием Тарховым и Николаем Чижовым. Картина объединяет несколько жанров:
здесь и детально прописанный интерьер, и роскошный натюрморт, и несомненное
портретное сходство моделей, и автопортрет. В центре картины изображена
натурщица. На подиуме, где она позирует, также размещены пустые рамы: художник
словно заранее помещает девушку в пространство невидимого холста. Спор
художников, воплощенный на полотне, скорее всего, касается нового и старого
искусства. Василий Яковлев, безусловно, относится к приверженцам искусства
старых мастеров и подчеркивает в работе, что художник не может творить без
опоры на классику.
Подробнее об этих и других
произведениях русских художников и скульпторов, о роли столицы в их жизни и
творчестве можно узнать на бесплатной обзорной экскурсии по выставке «Образ
Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея»,
посвященной Международному дню художника, 9 декабря в 19:00. Участие бесплатное
по
регистрации.
Выставка «Образ Москвы в русском
искусстве из коллекции Государственного Русского музея» подготовлена Государственным
Русским музеем в сотрудничестве с Правительством Москвы, Департаментом культуры
города Москвы и ВДНХ.
Проведение мероприятий для гостей
ВДНХ соответствует задачам национального проекта «Туризм и гостеприимство» и
является важнейшей частью стратегии развития ВДНХ до 2030 года.
8 декабря